Зарабатывайте легко и без рисков
Инвестируйте с нами и получайте стабильный доход до 36% годовых без лишних усилий и потерь.
Прозрачные условия, высокая доходность и защита ваших вложений. Начните сегодня!
Чем отличаются МФО, Лизинговые компании и Автоломбарды
Ключевые принципы работы автоломбарда:
Хранение залогового имущества
Предмет залога (автомобиль) всегда находится на территории автоломбарда в течение всего срока займа. Это требование закона (статья 7, пункт 2).
Безопасность и страхование
Автомобили защищены от утраты и повреждений и имеют надлежащие условия хранения, а также обязательное страхование от данных рисков (статья 2, пункт 6 и статья 6, пункт 1).
Право на продажу залога без суда
Автоломбарды имеют право продать залоговое имущество в бесспорном порядке без судебного разбирательства (статья 12, пункт 3).
КУДА ИНВЕСТИРОВАТЬ: МФО, ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ ИЛИ АВТОЛОМБАРД
Жизнь – непредсказуемая штука. Риски сопровождают нас на каждом шагу. Каждый раз, спускаясь в метро в час пик, мы рискуем лишиться мобильного телефона или кошелька. Садясь за руль автомобиля - попасть в ДТП. Единственное, что мы можем сделать, – это постараться минимизировать эти риски. Не носить телефон и кошелек в карманах одежды, из которых вор может легко их вытащить. Соблюдать ПДД и внимательно следить за действиями окружающих участников дорожного движения.
Так же и с инвестициями. Мы прекрасно понимаем, что инвестиции, безопасные со всех точек зрения, просто не существуют. Какой бы вариант мы ни выбрали, он всегда сопровождается множеством рисков – валютных, микро- и макроэкономических, политических, внешнеэкономических и других. И все, что нам остается, – это выбирать проекты с оптимальным для нас соотношением рисков и доходности.
В последние годы компании, выдающие краткосрочные займы под залог автомобилей, активно привлекают инвестиции и пользуются большой популярностью среди инвесторов. Это МФО (микрофинансовые организации), лизинговые компании и автоломбарды. Но многие люди не понимают разницы между этими организациями. Некоторые считают, что это одно и то же, просто названия разные. Это большое заблуждение. Это три совершенно разные финансовые структуры, и их деятельность регулируется разными законодательными актами.
Хотя эти компании и оказывают похожие финансовые услуги, разница между ними значительна. Различия такие же, как между деревянной шлюпкой с веслами и военным крейсером-авианосцем. В данной статье мы разберем, чем они отличаются друг от друга, стоит ли вкладывать средства в такие компании, и какую из них лучше выбрать.
Разобравшись в различиях между МФО, лизинговыми компаниями и автоломбардами, можно сделать обоснованный выбор для инвестиций, учитывая специфические риски и особенности каждой структуры.
Когда речь заходит о краткосрочных займах под залог автомобилей, часто упоминаются три типа организаций: МФО (микрофинансовые организации), лизинговые компании и автоломбарды. Давайте разберемся, в чем их различия и какие риски и доходы они могут предложить инвесторам.
Основные различия
Автоломбарды:
- Регулирование: Федеральный закон 196-ФЗ "О ломбардах". Юридическое лицо (ООО или АО), название должно содержать слово «ломбард».
- Залоговое имущество: Автомобиль всегда находится на территории автоломбарда в течение всего срока займа. Закон требует хранения и страхования залога.
- Продажа залога: Автоломбарды имеют право на бесспорную продажу залога без судебного разбирательства.
МФО и Лизинговые компании:
- Регулирование: МФО подчиняются 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Лизинговые компании регулируются другими правовыми актами.
- Залог: МФО и лизинговые компании могут выдавать займы под залог ПТС, что отличается от автоломбардов, которые не имеют права оставлять автомобиль у заемщика.
Риски:
- Автоломбарды минимизируют риски, поскольку залог всегда находится у них. Даже если заемщик не возвращает заем, автоломбард продает залог и возмещает свои потери.
- МФО и лизинговые компании сталкиваются с рисками отказа заемщика от передачи залога, утраты или повреждения залога, мошенничества и портфельных рисков.
Доходность:
- Все три типа компаний предлагают доходность от 30% до 36% годовых. Например, вложив 1 миллион рублей, можно получить доход от 300 000 до 360 000 рублей в год.
Если заемщик не возвращает заем, то автоломбард не несет никаких убытков. У автоломбарда есть залог в виде транспортного средства, который остается в их владении. В случае невозврата займа они просто продают залог без судебных разбирательств, что полностью исключает для них любые риски. Выполнит ли заемщик свои обязательства перед автоломбардом или нет, не имеет значения. Автоломбард всегда получает свой доход: либо заемщик возвращает заём с процентами, либо автоломбард продает залоговое имущество.
Этот метод работы автоломбардов доказал свою эффективность и безопасность на протяжении многих веков. Принципы, по которым они действуют, были подтверждены временем и закреплены на законодательном уровне в рамках 196-ФЗ "О ломбардах". Автоломбарды действуют по тем же правилам, что и обычные ломбарды, но принимают в качестве залога только транспортные средства. Они не имеют права выдавать займы «под залог ПТС» (паспорт транспортного средства). Согласно 196-ФЗ "О ломбардах", предмет залога должен находиться в ломбарде, а не у заемщика. Автоломбард не может указать автомобиль как предмет залога и оставить у себя только ПТС.
Таким образом, автоломбард не может заключать сделки, где в залог оставляется только ПТС.
МФО и займы под залог ПТС: разбираем суть и риски
В отличие от автоломбардов, микрофинансовые организации (МФО) имеют более гибкие условия и могут работать с различными видами залогов. МФО подразделяются на микрокредитные компании (МКК) и микрофинансовые компании (МФК). Для удобства в данной статье мы используем общее название – МФО.
МФО подчиняются 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Это юридические лица, такие как ООО и АО, которые обязаны зарегистрироваться в Государственном реестре МФО, который ведет Центральный банк России. Эти компании предоставляют финансовые услуги, соблюдая законодательные нормы, что делает их надежными партнерами для тех, кто ищет займы или инвестирует в финансовый сектор.
Микрофинансовые организации (МФО) предлагают займы под залог паспорта транспортного средства (ПТС). Это означает, что автомобиль остается у заемщика, а ПТС хранится у кредитора.
С юридической точки зрения, такие займы обеспечены залогом автомобиля, что является привлекательным моментом для инвесторов. Однако на практике возникает множество сложностей. Когда предмет залога остается у заемщика, его использование в качестве обеспечения займа становится крайне затруднительным, а иногда и невозможным.
«Они (МФО и лизинговые компании) думают, что выдают займы под машины. Но это иллюзия. На самом деле они выдают займы под ПТС — листок бумаги, который сам по себе не имеет ценности без автомобиля. Вы когда-нибудь видели, чтобы ПТС покупали или продавали? Какова его цена? Одна из главных гарантий возвратности займа — хранение предмета залога на территории кредитора. Они хранят у себя лишь листок бумаги (ПТС), а не сам автомобиль. Это их главная ошибка. Поэтому реальных гарантий возвратности займа у них нет», — утверждает президент Лиги Ломбардов Михаил Унксов.
В его словах много истины. Всего несколько деталей, несколько отличий в принципах работы данных компаний по сравнению с автоломбардами — и сразу возникают вопросы. Во-первых, предмет залога остается у заемщика, а во-вторых, он не защищен от повреждений или утраты. Что может произойти с предметом залога за время действия договора займа? В каком состоянии будет автомобиль на момент реализации? Какова будет его реальная стоимость? Смогут ли судебные приставы найти и изъять его? Сколько времени это займет?
Эти вопросы существенно влияют на то, получат ли МФО и лизинговые компании прибыль или убыток. Давайте рассмотрим эти моменты подробнее.
Когда автомобиль остается у заемщика, существует риск его повреждения или полной утраты. Даже если автомобиль остается целым, его техническое состояние может ухудшиться, что снижает его рыночную стоимость. Кроме того, в случае невозврата займа, изъятие автомобиля может стать длительным и сложным процессом. Заемщик может скрывать транспортное средство или умышленно портить его. Все это увеличивает затраты на возврат долга и снижает вероятность получения полной суммы займа.
Кроме того, правовая защита таких займов также не идеальна. ПТС сам по себе не дает кредитору никаких гарантий возвратности займа. В случае судебных разбирательств изъятие автомобиля может занять много времени, что увеличивает риски для инвесторов.
Как в известном мультфильме «Приключения капитана Врунгеля» говорится: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Название услуги — «Заём под залог ПТС» — отражает её суть: заём предоставляется под залог ПТС, а не самого автомобиля. МФО хранят у себя этот лист бумаги, но он не помогает им изъять автомобиль у заемщика или защитить его от ДТП и других рисков.
Когда МФО выводили на рынок услугу «Заём под залог ПТС», они считали, что это будет их «Победа» над банками и автоломбардами. Но оказалось, что это «Беда», как и в мультфильме, «По» - отвалилось. Реальность такова, что в рамках действующего законодательства нет механизмов, которые в 100% случаев обеспечат изъятие предмета залога у неплательщика в том же техническом состоянии и комплектации, как на момент оценки. Отсюда и все проблемы. Давайте рассмотрим их подробнее.
Как только предмет залога оказывается не у кредитора, риск получения убытка по выданному займу возрастает многократно. Каждый случай изъятия предмета залога превращается в настоящее приключение с неизвестным финалом.
Страхование предмета залога могло бы несколько сократить потери по займам, но большинство МФО осознанно отказались от этого (клиенты неохотно обращаются к ним из-за дополнительных расходов на страхование автомобиля). Теперь, зазывая клиентов, МФО указывают это своим преимуществом. Вот цитата с официального сайта одного из лидеров рынка: «Отсутствие скрытых комиссий и каких-либо платежей (страхование жизни, автомобиля, оплата штрафов и т.д.)».
МФО могли бы страховать риск невозврата займа, но на сегодняшний день в РФ ни одна страховая компания не берется за это.
Все, что остается МФО, это уповать на добросовестность заемщиков, формировать резервы под возможные потери по займам и стараться удержаться в рамках установленной законом нормы 2% на потери по займам.
Однако большинство МФО и лизинговых компаний не уделяют должного внимания выбору заемщиков. Вот несколько цитат с официальных сайтов ряда компаний: «без поручителей в Москве с любой кредитной историей», «без поручителей и справок». Это главные аргументы для привлечения клиентов большинства компаний, которые выдают займы «под залог ПТС». Как вы считаете, насколько благонадежны такие заемщики?
Потери и риски в МФО
Объявленные МФО потери по займам варьируются в пределах 15%. Это означает, что убытки фиксируются по 15% выданных займов — они не возвращены, и предмет залога по ним не удалось взыскать.
По оценкам экспертов, реальные потери МФО по выданным займам значительно выше.
Также, по экспертным оценкам, примерно в 30% случаев реальная стоимость предмета залога на момент его реализации значительно ниже оценочной. Часто вырученных сумм от продажи таких автомобилей недостаточно для покрытия всех обязательств заемщика.
История MФО и лизинговых компаний сама за себя говорит о высоких рисках в этом сегменте. Четыре из пяти крупных игроков рынка обанкротились в период с 2018 по 2019 годы.
Специалисты считают, что инвестиции в МФО являются высокорискованными.
В настоящее время Банк России систематически вводит ограничения на максимальную процентную ставку и общую сумму требований для МФО.
Лизинговые компании и их деятельность
Лизинговые компании подчиняются Федеральному Закону «О финансовой аренде (лизинге)». Это могут быть любые юридические лица, в перечне видов деятельности которых присутствует «деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)».
Лизинговые компании позиционируют свои услуги как предоставление займа под залог ПТС. И для инвестора это уже серьезный повод насторожиться, поскольку лизинговые компании не имеют права выдавать займы населению. Однако они действительно это делают.
Как лизинговые компании обходят закон
Как это возможно? Они подменяют одну деятельность другой. Под видом совершенно законной операции обратного (возвратного) лизинга они фактически предоставляют займы под залог ПТС.
Операция возвратного лизинга, как правило, включает в себя следующие этапы:
- Лизинговая компания покупает у клиента автомобиль, выплачивая ему определенную сумму.
- Клиент продолжает использовать автомобиль, выплачивая лизинговой компании арендные платежи.
- В конце срока лизинга клиент имеет право выкупить автомобиль обратно за символическую сумму.
Для осуществления этого одновременно заключаются два договора: договор купли-продажи и договор обратного (возвратного) лизинга. Заемщик продает автомобиль лизинговой компании, а вырученные от продажи деньги и составляют сумму займа. На основании договора обратного (возвратного) лизинга заемщик продолжает пользоваться автомобилем на правах аренды. Внесение ежемесячной арендной платы представляет собой погашение суммы займа и уплату процентов.
Все вышеописанное относительно МФО справедливо и для лизинговых компаний, потому что автомобиль также остается у заемщика.
В чем подвох?
Однако, несмотря на законность такой схемы, она несет в себе ряд серьезных рисков для инвесторов:
- Отсутствие прямого контроля над предметом залога: автомобиль остается у заемщика, что увеличивает риски повреждения или утраты.
- Сложности с изъятием: в случае невыполнения обязательств клиентом, процедура возврата автомобиля может занять много времени и потребовать значительных затрат.
- Неизвестный финал: автомобиль может быть в плохом техническом состоянии на момент возврата, что снижает его стоимость и увеличивает убытки.
Дополнительные сложности лизинговых компаний
Ситуация лизинговых компаний усугубляется еще и тем, что они фактически занимаются "серой" деятельностью. Эти компании балансируют на грани закона, предоставляя займы населению в обход всех законов и норм, регулирующих рынок кредитования. Центральный банк России (ЦБ РФ) и Министерство финансов уже прорабатывают законопроекты, вводящие уголовную ответственность за незаконное кредитование, которые будут препятствовать подобной деятельности. Ожидается, что принятие этих законов произойдет в конце 2019 - начале 2020 года, и, скорее всего, после этого лизинговые компании не смогут продолжать выдавать займы населению.
Риски для лизинговых компаний
Дополнительные риски для лизинговых компаний включают:
- Отсутствие прямого контроля над предметом залога: автомобиль остается у заемщика, что увеличивает вероятность повреждений или утраты имущества.
- Трудности с изъятием: в случае невыполнения обязательств клиентом процедура возврата автомобиля может занять много времени и потребовать значительных затрат.
- Неизвестное состояние автомобиля: на момент возврата автомобиль может быть в плохом техническом состоянии, что снижает его стоимость и увеличивает убытки компании.
Проблемы "серой" деятельности
Подобная "серая" деятельность лизинговых компаний приводит к следующим проблемам:
- Юридические риски: предоставление займов в обход законодательства ставит компании под угрозу правовых последствий.
- Репутационные риски: участие в незаконной деятельности может негативно сказаться на репутации компании, что в дальнейшем усложнит привлечение клиентов и инвесторов.
- Финансовые риски: возможные правовые санкции и необходимость возврата средств клиентам могут значительно снизить прибыльность компании.
Законодательные изменения
Будущие законодательные изменения направлены на ужесточение контроля над кредитным рынком. Эти изменения предполагают введение уголовной ответственности за незаконное кредитование и будут направлены на предотвращение деятельности, подобной той, что ведут лизинговые компании. Принятие этих законов ожидается в ближайшее время, и это создаст значительные препятствия для компаний, занимающихся выдачей займов населению в обход закона.
Теперь давайте более подробно рассмотрим, какие риски могут возникнуть в случае невыплаты займа и как они влияют на деятельность этих компаний.
1. Риск отказа заемщика от добровольной передачи предмета залога: Заемщик может отказаться добровольно передать предмет залога, когда возникает необходимость обращения взыскания на него. Однако, согласно 196-ФЗ «О ломбардах», автоломбард получает предмет залога в момент заключения договора займа (выдачи займа). Иначе заемщик просто не получит заём. Таким образом, предмет залога находится в автоломбарде до полного исполнения заемщиком всех обязательств или до момента реализации предмета залога.
Согласно 196-ФЗ «О ломбардах» ст.7 п.2: «Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.»
ГК РФ ч. 3 ст. 358: «Закладываемые вещи передаются в ломбард…»
Результат наступления данного риска: Для автоломбарда данный риск не может наступить.
2. Риск утраты или повреждения предмета залога: Во время действия договора займа предмет залога может быть утрачен или поврежден. Этот риск может наступить только вследствие форс-мажорных обстоятельств. Согласно 196-ФЗ «О ломбардах» и ГК РФ ст. 344, автоломбарды обязаны обеспечить сохранность предмета залога. Поэтому автоломбарды должны иметь крытые, охраняемые автостоянки с видеонаблюдением 24 часа в сутки и ограниченным доступом.
196-ФЗ «О ломбардах» ст.2 п.6: «В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц...»
Кроме того, все имущество, принятое в залог, страхуется от рисков утраты и повреждения. Автоломбарды обязаны заключать договор страхования на сумму, равную оценочной стоимости предметов залога. За этим строго следит ЦБ. Поэтому сумма страхового возмещения покрывает все убытки.
196-ФЗ «О ломбардах» ст.6 п.1: «Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки...»
Результат наступления данного риска: не оказывает влияния на деятельность компании. Возмещение от страховой компании компенсирует весь ущерб.
3. Риск существенного снижения реальной стоимости предмета залога относительно его оценочной стоимости: На момент продажи реальная стоимость предмета залога может оказаться значительно меньше его оценочной стоимости. Этот риск может наступить только в случае неверной оценки предмета залога, например, если в момент оценки не были обнаружены существенные скрытые дефекты или повреждения. Однако такие случаи достаточно редки.
Автоломбарды осознают важность грамотной оценки предметов залога и уделяют этому этапу особое внимание. Опытный специалист без труда разглядит все скрытые дефекты и повреждения, если они есть. Все сомнения разрешаются путем снижения оценочной стоимости относительно рыночной цены и снижения суммы займа.
Результат наступления данного риска: единичные случаи не способны оказать влияния на финансовую стабильность компании. Вероятность того, что таких случаев будет много и ситуация станет критической, достаточно мала.
4. Риск мошенничества со стороны заемщика: Мошенник может заложить один и тот же автомобиль дважды в разных местах. Например, в МФО получить заем под залог ПТС и затем в автоломбарде под залог самого автомобиля.
Автоломбарды имеют полное право принимать такие авто в залог.
Согласно 196-ФЗ от 19.07.2007 «О ломбардах» ст.2, п. 3: «Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.»
Эти ограничения, указанные в законе, касаются только типов имущества, которые ломбард может принимать в залог. Таким образом, автоломбарды имеют право принимать в залог автомобили, даже если у них нет ПТС и СТС. В случае, если автомобиль является «кредитным» или его ПТС находится у финансовой или лизинговой компании, долг заемщика будет в первую очередь погашен перед автоломбардом. Это связано с тем, что физически автомобиль находится в автоломбарде, и именно автоломбард является залогодержателем.
Согласно ГК РФ ч. 1 ст. 334: «В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя)».
Поэтому отсутствие ПТС или наличие ограничений и обременений на автомобиле влияет только на его оценочную стоимость и размер займа, который автоломбард готов предоставить под залог данного автомобиля.
Результат наступления данного риска: Для автоломбарда данная ситуация не является риском.
5. Портфельные риски: Ситуация, при которой выдано слишком много займов, которые не возвращены и по ним невозможно востребовать предмет залога.
Результат наступления данного риска: Для автоломбардов такая ситуация не может возникнуть, так как предмет залога (автомобиль) находится у них, что минимизирует риск невозврата займов.
Как автоломбарды управляют рисками
Преимущества залога у автоломбардов: Автомобиль находится в автоломбарде с момента выдачи займа до момента полного исполнения заемщиком своих обязательств. Это обусловлено законом.
Согласно 196-ФЗ "О ломбардах" ст.7 п.2: «Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.»
Если заемщик не возвращает заем, автоломбард имеет право реализовать предмет залога в бесспорном порядке, то есть без обращения в суд.
196-ФЗ "О ломбардах" ст.12, п. 3: «Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке…»
Таким образом, автоломбард всегда имеет возможность реализовать предмет залога и получить запланированную прибыль с каждого выданного займа.
Результат наступления данного риска: Для автоломбарда этот риск не наступает, так как он защищен законодательно.
Итоги
Если автоломбард соблюдает требования закона 196-ФЗ "О ломбардах" и грамотно проводит оценку предмета залога при его принятии, то в случае не возврата займа он защищен от убытка законом.
Автоломбард гарантированно получает запланированную прибыль от каждого выданного займа, независимо от того, выполнил заемщик свои обязательства или нет. Автоломбард в любом случае возвращает себе сумму выданного займа и получает запланированную прибыль. Поэтому для таких организаций не имеет значения благонадежность заемщика и его кредитная история, поскольку они ничем не рискуют.
Единственное, что требуется от автоломбардов – это грамотная оценка предмета залога. В случае, если суммы от реализации предмета залога не достаточно для полного погашения задолженности, долг все равно считается погашенным.
Согласно 196-ФЗ "О ломбардах" ст.13, п. 3: «После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения».
Вероятность возникновения такой ситуации крайне мала, так как автоломбарды очень ответственно относятся к оценке предмета залога.
Риск отказа заемщика от добровольной передачи предмета залога или предмета договора Заемщик может отказаться передать предмет залога (для МФО) или предмет договора (для лизинговой компании) добровольно. Даже при наличии договора залога или обратного (возвратного) лизинга, по действующему законодательству МФО и лизинговые компании не могут изъять транспортное средство в бесспорном порядке — это можно сделать только через суд.
Согласно ГК РФ ч. 1 ст. 349: «Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Если соглашением сторон предусмотрен внесудебный порядок, залогодержатель вправе предъявить в суд требование об обращении взыскания на заложенное имущество...»
На практике это означает следующее:
- Досудебное взыскание долга: МФО и лизинговые компании должны сначала пройти процедуру досудебного взыскания, которая занимает от 1 до 3 месяцев. Без этого этапа суд не примет дело к рассмотрению
- Судебное рассмотрение: После завершения досудебного этапа можно обращаться в суд. Сам процесс, включая вынесение и вступление в силу решения, занимает от 3 до 6 месяцев. В итоге, с момента первого шага до получения решения суда может пройти от полугода до года.
- Реализация решения суда: Получение решения суда — это лишь промежуточный успех. Теперь нужно найти и изъять предмет залога. Это может оказаться сложной задачей, так как заемщик может сменить место жительства и работу. На этом этапе подключаются судебные приставы, и процесс изъятия может занять от 2 месяцев до бесконечности.
Таким образом, весь процесс изъятия предмета залога или договора может занять от 6 месяцев до нескольких лет, и в некоторых случаях предмет договора вообще не удается найти. В итоге, компания фиксирует убытки.
Результат наступления данного риска: В лучшем случае, значительная часть оборотного капитала компании "заморожена" на годы, не принося прибыли. В худшем — компания несет прямые убытки.
Риск утраты или повреждения предмета залога или договора Транспортное средство, являющееся предметом залога или договора, находится у заемщика. Это означает, что в любой момент оно может быть утрачено или повреждено из-за угона, ДТП или вандализма.
По данным ГИБДД, в 2018 году в России было зафиксировано 169 099 ДТП. По данным МВД РФ за тот же год, было зарегистрировано 21 112 краж автомобилей.
Меры по снижению риска:
- Страхование: Обязательное страхование предмета залога или договора может несколько снизить риски, но оно не всегда покрывает все убытки. В случае ДТП или угона страховая выплата может быть значительно меньше реальных потерь.
- Контроль за состоянием предмета залога: Регулярные проверки состояния транспортного средства могут помочь выявить проблемы до их обострения.
- Дополнительные гарантии: Некоторые компании могут требовать дополнительные гарантии от заемщиков, чтобы минимизировать риск утраты или повреждения предмета залога.
Тем не менее, несмотря на все меры предосторожности, риски остаются высокими, что негативно влияет на финансовую стабильность компаний.
Эти риски можно застраховать. Однако, как показывает практика, большинство МФО и лизинговых компаний не обязывают заемщика страховать предмет залога и сами этого не делают. Для подтверждения этого достаточно зайти на сайт практически любой из этих компаний или позвонить под видом клиента и получить консультацию.
Результат наступления данного риска: зависит от размера причиненного ущерба и может привести к убыткам.
Риск существенного снижения реальной стоимости предмета залога или договора
На момент продажи реальная стоимость предмета залога или договора может оказаться значительно ниже его оценочной стоимости. Это связано с тем, что автомобиль находится у заемщика и продолжает подвергаться износу. Например, на момент реализации могут обнаружиться проблемы с двигателем или коробкой передач — дорогостоящими узлами.
Кроме того, некоторые заемщики, зная о судебных процессах по взысканию задолженности, могут демонтировать дорогостоящее оборудование или тюнинг, учтенные при оценке автомобиля. Они могут заменить оригинальные исправные запчасти на дешевые аналоги в плохом состоянии и продать оригинальные детали, получив финансовую выгоду.
Также бывают случаи, когда автомобиль, который изначально не был в ДТП, на момент реализации имеет скрытые повреждения или перекрашенные части. В некоторых случаях предмет залога вообще не подлежит восстановлению после ДТП, а его остатки уже проданы на разбор.
Ситуация усугубляется, если судебные процессы и поиск автомобиля затягиваются на месяцы или годы. Увеличенный пробег и возраст автомобиля также значительно снижают его стоимость.
Таким образом, на момент продажи у МФО и лизинговой компании может оказаться совсем другой автомобиль, с иной стоимостью, которая может быть недостаточной для покрытия всех обязательств заемщика.
По оценкам экспертов, такие случаи составляют около 30% всех залогов, что приводит к продаже имущества по цене ниже оценочной.
Результат наступления данного риска: убыток в 30% случаев.
Риск мошенничества со стороны заемщика
Мошенник может заложить один и тот же автомобиль дважды в разных местах, например, получить заем в МФО под залог ПТС, а затем заложить сам автомобиль в автоломбард. Автоломбарды имеют право принимать такие автомобили в залог, и по закону первоочередное право требования принадлежит автоломбарду. Единственное, что МФО, банк или лизинговая компания могут получить от стоимости залога, это сумма, оставшаяся после реализации автоломбардом предмета залога и удовлетворения всех его требований к заемщику (согласно 196-ФЗ "О ломбардах" ст. 13 п. 4, п. 5 и ГК РФ ч. 1 ст. 334).
Покроет ли оставшаяся сумма долг заемщика перед другими кредиторами? Скорее всего, нет.
МФО, банк или лизинговая компания могут подать в суд заявление о возбуждении уголовного дела по статье 159 "Мошенничество" или статье 165 УК РФ "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием" против заемщика. Однако даже в случае выигранного суда нет гарантии, что долг будет погашен, так как выполнение судебного решения может оказаться сложной задачей. У заемщика должно быть имущество или средства на счетах, которые можно изъять.
Для лизинговых компаний добавляется еще один риск. Заемщик может в судебном порядке признать договор купли-продажи с лизинговой компанией недействительным, если сумма продажи значительно ниже рыночной цены. В результате право собственности на автомобиль может вернуться к заемщику, который должен будет вернуть только сумму займа без процентов.
Результат наступления данного риска: вероятные убытки и многолетние судебные тяжбы.
Портфельные риски
Портфельные риски возникают, когда выдано слишком много займов, которые не возвращены и по ним невозможно взыскать предмет залога. Для МФО и лизинговых компаний такая ситуация может быть следствием вышеупомянутых рисков.
Для МФО Центральный Банк установил максимально допустимый размер потерь по займам на уровне 2% от суммы выданных займов. Это означает, что МФО, у которых потери не превышают этот уровень, считаются финансово надежными и стабильными.
Однако, по данным самих МФО, реальный показатель потерь составляет около 15%, а эксперты считают, что он может быть еще выше. Даже официальные данные показывают значительное отклонение от нормы, установленной Центральным Банком.
Результат наступления данного риска: банкротство компании. Это может привести к неспособности выполнять обязательства перед инвесторами и возвратить вложенные средства, так как у компании нет ценного имущества, которое можно реализовать.
Итоги последствий не возврата займа для МФО и Лизинговых компаний
Не возврат займа оказывает значительное влияние на финансовую деятельность МФО и лизинговых компаний и может привести к банкротству. Статистика подтверждает это: 4 из 5 лидеров данного рынка прекратили свою деятельность в 2018-2019 годах.
Для снижения указанных рисков МФО и лизинговые компании должны выбирать добросовестных и надежных заемщиков. Однако большинство из них не скрывают свою неразборчивость в клиентах, активно рекламируя кредиты "без справок и поручителей" и "с любой кредитной историей". Они лишь снижают лимит займа относительно оценочной стоимости предмета залога или предлагают заемщику более высокую процентную ставку, что, как показывает практика, недостаточно для сокращения убытков.
Привлечение инвестиций
Что делает руководство МФО или лизинговой компании, когда значительная часть оборотного капитала "заморожена" на разных стадиях судебного делопроизводства, и средств на выдачу новых займов уже не хватает? Правильно, они привлекают инвестиции. И снова займы выдаются, начинаются судебные тяжбы, сотни миллионов рублей "заморожены". Средств на выдачу новых займов снова не хватает. Как быть? Привлечь новых инвесторов. Ситуация повторяется снова и снова, образуя своего рода финансовую пирамиду. Как долго она простоит и когда рухнет?
Финансовое здоровье и приток клиентов
Безусловно, МФО и лизинговые компании могут быть финансово здоровыми и привлекать инвесторов из-за большого притока новых клиентов, когда собственных средств просто не хватает. Однако, как быстро ситуация может измениться? Как долго МФО смогут удерживаться в рамках установленной нормы 2% на потери по займам? Какую часть из причитающихся им средств они реально смогут вернуть?
Задумайтесь: готовы ли вы вложить свои средства в компанию, деятельность которой сопровождается такими рисками?
Коротко о главном
Автоломбарды – выдают займы под залог автомобилей.
Сегодня автоломбарды (ломбарды) являются единственными участниками рынка кредитования, которые полностью защищены от убытков в случае невозврата займа. Независимо от того, выполняет ли заемщик свои обязательства или нет, автоломбарды все равно получают запланированную прибыль с каждого выданного займа. Это возможно потому, что 100% выданных займов обеспечены залогом в виде автомобиля. Такой подход к предоставлению займов, поддержанный законодательством (196-ФЗ от 19.07.2007 «О ломбардах»), надежно защищает автоломбарды от тех проблем, с которыми сталкиваются другие участники рынка кредитования, работающие в рамках другой законодательной базы и по другим принципам.
МФО и Лизинговые компании – выдают займы под залог ПТС.
Для МФО и лизинговых компаний важно, вернет ли заемщик кредит или нет. Не возврат займа может сильно повлиять на их финансовую деятельность и привести к банкротству. Формально, займы, которые выдают МФО, обеспечены залогом. Но на практике, им далеко не всегда удается воспользоваться этим обеспечением. В рамках действующего законодательства нет механизмов, которые на 100% гарантируют изъятие предмета залога у неплательщика, особенно в том же техническом состоянии и комплектации, как на момент оценки. Поэтому получение прибыли или убытков для МФО и лизинговых компаний остается неопределенным.
За 2018-2019 годы 4 из 5 лидеров рынка кредитования под залог ПТС обанкротились. Инвесторы должны тщательно выбирать компании, чтобы не потерять свои вложения. Специалисты считают инвестиции в МФО высокорискованными.
Лизинговые компании не имеют права предоставлять займы населению ни под залог ПТС, ни под какие-либо другие активы. Тем не менее, они делают это, выдавая одну услугу за другую. Под видом возвратного (обратного) лизинга они фактически выдают займы под залог ПТС, заключая "серые" сделки. При этом они не подчиняются законам и нормам, регулирующим деятельность по кредитованию. Центральный банк и Министерство финансов намерены прекратить эту практику. Уже рассматриваются законопроекты, цель которых – лишить лизинговые компании возможности предоставлять займы населению в обход действующих норм и правил.
Совет инвесторам
Инвестируя в эти организации, важно тщательно проверять юридическое лицо, с которым заключается договор. Автоломбарды гарантируют возврат средств за счет продажи залогового имущества, что делает их надежным вариантом для инвесторов. Для консультаций и помощи в выборе надежных партнеров, обращайтесь в нашу компанию.
P.S. Уважаемые инвесторы, будьте внимательны!
Автоломбарды, МФО и лизинговые компании могут действовать самостоятельно или в группах. При заключении инвестиционного договора важно проверять, с каким юридическим лицом вы работаете.
Для получения дополнительной информации и консультаций, свяжитесь с нами. Мы готовы помочь вам сделать правильный выбор.