Куда инвестировать: МФО, Лизинговые компании или Автоломбард

Жизнь – не предсказуемая штука. Риски сопровождают нас на каждом шагу. Каждый раз, спускаясь в метро в час пик, мы рискуем лишиться мобильного телефона или кошелька. Садясь за руль автомобиля - попасть в ДТП. И единственное что мы можем, это постараться минимизировать эти риски. Не носить телефон и кошелек в карманах одежды, из которых вор может легко их вытащить. Соблюдать ПДД и внимательно следить за действиями окружающих участников дорожного движения.

Так же и с инвестициями. Мы прекрасно пониманием, что инвестиции, безопасные со всех точек зрения, просто не существуют. Какой бы вариант мы ни выбрали, он всегда сопровождается массой рисков – валютных, микро и макроэкономических, политических, внешнеэкономических и множеством других. И все, что нам остается - выбирать проекты с оптимальным для нас соотношением рисков и доходности.

В последние годы активно привлекают инвестиции и пользуются большой популярностью среди инвесторов компании, которые выдают краткосрочные займы под залог автомобилей. А именно МФО (микрофинансовые организации), Лизинговые компании и Автоломбарды.


Об инвестициях - Куда выложить деньги
Читать далее...


Какой доход можно получить?

  • МФО, Лизинговые компании и Автоломбарды предлагают примерно одинаковый уровень дохода 16%-22% годовых.
  • Например, вы вкладываете 1 млн. руб. За год ваш доход составляет 160 000руб. – 220 000 руб.
  • Вкладываете 3 млн. руб. За год получаете доход 480 000 руб. – 660 000 руб.

Такой уровень дохода может обеспечить солидное финансовое подспорье. Если сдавать квартиру или положить деньги на вклад в банке, то доход будет значительно меньше.

Согласитесь, заманчивое предложение. Оно заслуживает внимания. Особенно, если учесть, что такой вид дохода является пассивным. То есть не требует вашего непосредственного ежедневного участия. В этом смысле он похож на вклад в банке. Внесли средства - и занимаетесь своими делами. Через определенное время получаете проценты (ежемесячно или в конце срока инвестиционного договора).

Так кого же из них выбрать? Инвестиции в какую из этих организаций более надежные? Давайте разбираться.

Риски, которые возникают в результате не возврата займа

Возможный доход для инвестора
  • от 12% - 20 % годовых
Предмет залога
  • Автомобиль
Риск отказа заемщика от добровольной передачи предмета залога. Заемщик отказывается добровольно передать предмет залога, для обращения на него взыскания задолженности.
  • Результат наступления данного риска: не может наступить. Не может повлиять на деятельность компании
Риск утраты или повреждения предмета залога. Во время действия договора займа предмет залога утрачен или поврежден.
  • Результат наступления данного риска: не оказывает влияния на деятельность компании. Возмещение от страховой компании компенсирует все расходы/убытки.
Риск существенного снижения реальной стоимости предмета залога относительно его оценочной стоимости. На момент продажи реальная стоимость предмета залога значительно меньше, чем его оценочная стоимость.
  • Результат наступления данного риска: единичные случаи не способны оказать влияния на финансовую стабильность компании.
Риск мошенничества со стороны заемщика. Мошенник может заложить один и тот же автомобиль 2 раза в разных местах. Например, в МФО получить заем под залог ПТС и потом в автоломбарде под залог самого автомобиля.
  • Результат наступления данного риска: для автоломбарда данная ситуация не является риском
Портфельные риски. Ситуация, при которой выдано слишком много займов, которые не возвращены и по ним не возможно востребовать предмет залога.
  • Результат наступления данного риска: не может наступить
Потери по выданным займам
  • При правильной оценке предмета залога показатель - 0 %

Возможный доход для инвестора
  • от 12% - 20 % годовых
Предмет залога
  • Автомобиль
Риск отказа заемщика от добровольной передачи предмета залога. Заемщик отказывается добровольно передать предмет залога, для обращения на него взыскания задолженности.
  • Результат наступления данного риска: В лучшем случае – ощутимая часть оборотного капитала компании «заморожена». В худшем случае – прямые убытки.
Риск утраты или повреждения предмета залога. Во время действия договора займа предмет залога утрачен или поврежден.
  • Результат наступления данного риска: зависит от размера причиненного ущерба. Возможен убыток.
Риск существенного снижения реальной стоимости предмета залога относительно его оценочной стоимости. На момент продажи реальная стоимость предмета залога значительно меньше, чем его оценочная стоимость.
  • Результат наступления данного риска: убыток в 30% случаев (по оценкам экспертов).
Риск мошенничества со стороны заемщика. Мошенник может заложить один и тот же автомобиль 2 раза в разных местах. Например, в МФО получить заем под залог ПТС и потом в автоломбарде под залог самого автомобиля.
  • Результат наступления данного риска: Многолетние судебные тяжбы. Вероятнее всего – убыток.
Портфельные риски. Ситуация, при которой выдано слишком много займов, которые не возвращены и по ним не возможно востребовать предмет залога.
  • Результат наступления данного риска: банкротство компании.
Потери по выданным займам
  • Для МФО установлена норма на уровне 2 % от общей суммы выданных займов. По официальным данным реальный показатель колеблется в пределах 15%. По оценкам экспертов он выше в несколько раз.

МФО, Лизинговые компании и Автоломбарды.

Это значит, что если заемщик не возвращает заем, то Автоломбард не несет никаких убытков. Залог у них, он в порядке, они его продают (без суда) – и все. Никаких проблем, никаких рисков. Выполнит заемщик свои обязательства перед Автоломбардом или нет, вообще никакого значения не имеет. Автоломбард всегда гарантированно получает свой доход от каждого выданного займа. Либо заемщик возвращает заём плюс проценты, либо Автоломбард продает предмет залога. По таким принципам ломбарды работали веками. Сотни лет истории доказали эффективность и безопасность для финансовой компании такого подхода к выдаче займов. Со временем эти принципы закрепили на законодательном уровне в рамках 196-ФЗ "О ломбардах". Автоломбарды - это те же самые ломбарды. Лишь с той разницей, что в качестве залога принимают только транспортные средства. Автоломбарды не имеют права выдавать займы «под залог ПТС». 196-ФЗ "О ломбардах" требует, чтобы предмет залога находился в ломбарде, а не у заемщика. Автоломбард не может в залоговом билете указать предмет залога автомобиль, а себе оставить только его ПТС.


Об инвестициях - Куда выложить деньги

Следовательно, Автоломбард не может заключать такие сделки. МФО (Микрофинансовые организации) подразделяются на МКК (микрокредитные компании) и МФК (микрофинансовые компании). Для удобства, в данной статье мы используем общее название – МФО. МФО подчиняются 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Это юридические лица — ООО, АО. Чтобы вести деятельность, обязаны зарегистрироваться в Государственном реестре МФО, который ведет ЦБ РФ.

Читать далее...
  • МФО выдают займы под залог ПТС.

Это значит, что предметом залога выступает автомобиль, при этом у кредитора (МФО) хранится только его ПТС, а сам автомобиль остается у заемщика.

С юридической точки зрения, займы которые выдают МФО, обеспечены предметом залога – автомобилем. И, привлекая инвесторов, МФО делают на этом большой акцент. Однако, практика показывает, что если предмет залога находится у заемщика, то воспользоваться обеспечением крайне сложно. А зачастую не возможно.

«Они (МФО и Лизинговые компании) думают, что выдают займы под машины. Но это иллюзия. На самом деле они выдают займы под ПТС = листок бумаги. Который не имеет никакой ценности отдельно от автомобиля. Вы когда-нибудь видели, чтобы покупали или продавали ПТС? Какая его цена? Одна из главных гарантий возвратности займа - хранить предмет залога на территории кредитора. Они хранят у себя листок бумаги (ПТС), а не саму машину. Это их главная ошибка. Поэтому реальных гарантий возвратности займа у них нет.» - утверждает президент Лиги Ломбардов Михаил Унксов.

  • И в его словах много истины. Судите сами.
  • Как известно, «дьявол» кроется в деталях. Всего несколько деталей, всего несколько отличий в принципах работы данных компаний, по сравнению с Автоломбардами - предмет залога, во-первых, находится у заемщика и, во-вторых, не защищен от повреждений или гибели – и сразу возникает очень много вопросов. Что случится с предметом залога за время действия договора займа? В каком он будет техническом состоянии на момент реализации? Какой будет его реальная стоимость? Смогут ли его найти и изъять судебные приставы? Сколько времени это займет? От этого очень сильно зависит получат МФО и Лизинговые компании прибыль или убыток.

    Вот и получается, как в мультфильме «Приключения капитана Врунгеля»: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Услуга называется «Заём под залог ПТС». Так и оказывается в результате. Заём под залог ПТС = под залог листа бумаги, который бережно хранят МФО. И этот лист бумаги никак им не помогает изъять у заемщика автомобиль или защитить его от ДТП и других рисков.

    Когда МФО выводили на рынок услугу «Заём под залог ПТС», они думали что это «Победа» (над банками и Автоломбардами). А оказалось - «Беда». Как и в мультфильме, «По» - отвалилось. Их «лодка» ударилась о тот факт, что на сегодняшний день, в рамках действующего законодательства, нет механизмов, которые способны в 100% случаев обеспечить изъятие предмета залога у неплательщика. Тем более в таком же техническом состоянии и комплектации, как на момент оценки. От сюда и все беды. Более подробно «все беды» мы рассмотрим ниже.

    Как только предмет залога находится не у кредитора, риск получить убыток по выданному займу возрастает многократно. Каждый случай изъятия предмета залога превращается в настоящее приключение с неизвестным финалом.

    Страхование предмета залога могло бы немного сократить потери по займам, но большинство МФО осознанно от него отказались (клиенты не охотно к ним шли, не нравились дополнительные расходы на страхование автомобиля). И теперь зазывая клиентов, МФО указывают это своим преимуществом. Вот цитата с официального сайта одного из лидеров рынка. Пункт №8 списка их преимуществ для клиентов: «Отсутствие скрытых комиссий и каких-либо платежей (страхование жизни, автомобиля, оплата штрафов и т.д.)».

    МФО могли бы страховать риск не возврата займа, но на сегодняшний день в РФ ни одна страховая компания не берется за это.

    И все что остается МФО, это уповать на добросовестность заемщиков, формировать резервы под возможные потери по займам, и стараться удержаться в рамках установленной законом нормы 2% на потери по займам.

    Однако, большинство МФО и Лизинговых компаний, не уделяют должного внимания выбору заемщиков. Вот несколько цитат с официальных сайтов ряда компаний: «без поручителей в Москве с любой кредитной историей», «без поручителей и справок». Это главные аргументы для привлечения клиентов большинства компаний, которые выдают займы «под залог ПТС». Как вы считаете, насколько благонадежны такие заемщики?

    Объявленные МФО потери по займам колеблются в пределах 15%. Это значит, что по 15% выданных займов фиксируются убытки. Они не возвращены и по ним не удалось востребовать предмет залога.

    По оценкам экспертов, реальные потери МФО по выданным займам в разы больше.

    Так же по оценкам экспертов, примерно в 30% случаев реальная стоимость предмета залога на момент реализации значительно ниже оценочной. Зачастую суммы от реализации таких автомобилей не достаточно для покрытия всех обязательств заемщика.

    История MФО и Лизинговых компаний говорит сама за себя. 4 из 5 крупных игроков рынка обанкротились за период 2018г.-2019 г.

    По мнению специалистов, инвестиции в МФО относятся к высоко рискованным вложениям.

    В настоящее время Банк России систематически вводит ограничения максимальной процентной ставки и общей суммы требований для МФО. По экспертной оценке, уже с первого июля 2019г работа большей части МФО на рынке потребительского кредитования может стать нерентабельной.

    Лизинговые компании подчиняются Федеральному Закону «О финансовой аренде (лизинге)». Это могут быть любые юридические лица, в перечне видов деятельности которых присутствует «Деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)».

    Лизинговые компании позиционируют свои услуги, как предоставление займа под залог ПТС. И для инвестора, это уже серьезный повод насторожиться. Ведь Лизинговые компании не имеют права выдавать займы населению. Однако они действительно это делают.

    Как это возможно? Они подменяют одну деятельность другой. Под видом совершенно законной операции обратного (возвратного) лизинга они предоставляют займы под залог ПТС.

    Для этого одновременно заключаются 2 договора. Договор купли-продажи и договор обратного (возвратного) лизинга. Заемщик продает автомобиль Лизинговой компании, а вырученные от продажи деньги и есть сумма займа. На основании договора обратного (возвратного) лизинга, заемщик продолжает пользоваться автомобилем на правах аренды. Внесение ежемесячной арендной платы – это и есть погашение суммы займа и уплата процентов.

    Все вышесказанное про МФО, справедливо и для Лизинговых компаний. Потому что автомобиль так же находится у заемщика.

    Более того, их положение усугубляется еще и тем, что они занимаются «серой» деятельностью. Балансируют на гране закона. Предоставляют займы населению в обход всех законов и норм, регулирующих рынок кредитования. ЦБ РФ и Минфин уже прорабатывают законопроекты, об уголовной ответственности за незаконное кредитование, которые будут препятствовать подобной деятельности. Принятие закона ожидается в конце 2019г. – начале 2020 года. И скорее всего, после этого лизинговые компании не смогут продолжать выдавать займы населению.

    Теперь давайте более подробно рассмотрим, какие риски могут возникнуть в случае не выплаты займа и как они влияют на деятельность этих компаний.



    Риски для Автоломбардов

    Риск отказа заемщика от добровольной передачи предмета залога. Заемщик отказывается добровольно передать предмет залога, для обращения на него взыскания задолженности.

    Согласно 196-ФЗ «О ломбардах», Автоломбард получает предмет залога в момент заключения договора займа (выдачи займа). Иначе заемщик просто не получит заём. И предмет залога находится в Автоломбарде до полного исполнения заемщиком всех обязательств. Или до момента реализации предмета залога.

    196-ФЗ «О ломбардах» ст.7 п.2. «Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.»

    ГК РФ ч. 3 ст. 358 «Закладываемые вещи передаются в ломбард…».

    Результат наступления данного риска: Для Автоломбарда данный риск не может наступить.

    2. Риск утраты или повреждения предмета залога. Во время действия договора займа предмет залога утрачен или поврежден.

    Может наступить только в следствии форс-мажора. Это связано с тем, что 196-ФЗ «О ломбардах» и ГК РФ ст. 344 требуют обеспечить сохранность предмета залога. Поэтому Автоломбардам следует иметь автостоянки крытые, охраняться, под видеонаблюдением 24 часа в сутки, доступ на них должен быть ограничен.

    196-ФЗ «О ломбардах» ст.2 п.6. «В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    Плюс к этому, все имущество, принятое в залог страхуется от рисков утраты и повреждения. Многие из нас имеют печальный опыт, когда страховая компания выплачивает меньше, чем реальная стоимость устранения ущерба. Однако, Автоломбарды обязаны заключать договор страхования на сумму равную оценочной стоимости предметов залога. За этим строго следит ЦБ. Поэтому сумма страхового возмещения равна оценочной стоимости предметов залога. То есть, покрывает все убытки.

    196-ФЗ «О ломбардах» ст.6 п.1 «Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.»

    196-ФЗ «О ломбардах» ст.6 п.3 «Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.»

    Результат наступления данного риска: не оказывает влияния на деятельность компании. Возмещение от страховой компании компенсирует весь ущерб.

    3. Риск существенного снижения реальной стоимости предмета залога относительно его оценочной стоимости. На момент продажи реальная стоимость предмета залога значительно меньше, чем его оценочная стоимость.

    Данный риск может наступить только в случае не верной оценки предмета залога. Например, в момент оценки не обнаружили существенные скрытые дефекты или повреждения. Однако, на практике такие ситуации достаточно редки.

    Осознавая всю важность грамотной оценки предметов залога, Автоломбарды уделяют этому этапу особое внимание.

    Сложностей с оценкой автомобиля, как правило, не возникает. Опытный специалист без труда разглядит все скрытые дефекты и повреждения, если они есть. А все сомнения разрешаются путем снижения оценочной стоимости относительно рыночной цены и снижения суммы займа.

    Результат наступления данного риска: единичные случаи не способны оказать влияния на финансовую стабильность компании. Вероятность того, что таких случаев в Автоломбарде произойдет много и ситуация станет критической – достаточно мала.

    4. Риск мошенничества со стороны заемщика. Мошенник может заложить один и тот же автомобиль 2 раза в разных местах. Например, в МФО получить заем под залог ПТС и потом в Автоломбарде под залог самого автомобиля.

    Автоломбарды имеют полное право принимать такие авто в залог.

    196-ФЗ от 19.07.2007 «О ломбардах» ст.2, п 3. «Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.»

    Это единственные ограничения, которые накладывает Закон на предмет залога для ломбардов. А все что законом не запрещено, то разрешено. Значит, Автоломбард имеет право принимать в залог автомобили без ПТС и СТС.

    И по закону, даже если авто «кредитный» или его ПТС находиться у финансовой или Лизинговой компании, в первую очередь долг заемщика будет погашен перед Автоломбардом. Потому что физически автомобиль находится в Автоломбарде и именно Автоломбард являются залогодержателем.

    ГК РФ ч. 1 ст. 334 «В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя)».

    Поэтому отсутствие ПТС, наличие ограничений или обременений на автомобиле влияет только на его оценочную стоимость и размер займа, который Автоломбард готов предоставить под залог данного автомобиля.

    Результат наступления данного риска: Для Автоломбарда данная ситуация не является риском.

    5.Портфельные риски. Ситуация, при которой выдано слишком много займов, которые не возвращены и по ним не возможно востребовать предмет залога.

    Данная ситуация не может возникнуть для Автоломбарда.

    Так как предмет залога находится в Автоломбарде с момента выдачи займа и до момента исполнения заемщиком всех обязательств.

    196-ФЗ "О ломбардах" ст.7 п.2. «Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.»

    Если заемщик не возвращает заём, то Автоломбард реализует предмет залога в бесспорном порядке. То есть без суда.

    196-ФЗ от 19.07.2007 "О ломбардах" ст.12, п 3. «Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке…»

    Поэтому, Автоломбард всегда имеет возможность реализовать предмет залога и получить запланированную прибыль с каждого выданного займа.

    Результат наступления данного риска: Для Автоломбарда данный риск не может наступить

    Итак, подведем итоги вышесказанного в данном разделе статьи.

    Если автоломбард полностью соблюдает требования 196-ФЗ от 19.07.2007 «О ломбардах», и грамотно проводит оценку предмета залога при его принятии, то в случае не возврата займа он защищен от убытка самим Законом.

    Автоломбард гарантировано получает запланированную прибыль от каждого выданного займа. Выполнил заемщик свои обязательства перед Автоломбардом или нет – значения не имеет. Автоломбард в любом случае возвращает себе сумму выданного займа плюс получает запланированную прибыль. Поэтому для таких организаций не имеет значения благонадежность заемщика и его кредитная история. Ведь они ничем не рискуют. Наступление риска не возврата займа на прибыль Автоломбарда не влияет.

    Единственное, что от них требуется – это грамотная оценка предмета залога. Ведь если суммы от реализации предмета залога не достаточно для полного погашения задолженности, то долг все равно считается погашенным.

    196-ФЗ от 19.07.2007 «О ломбардах» ст.13, п 3. «После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения».

    Однако, как мы говорили выше, вероятность возникновения такой ситуации крайне мала. Автоломбарды крайне ответственно относятся к моменту оценки предмета залога.

    Риски для МФО и Лизинговых компаний

    Риск отказа заемщика от добровольной передачи предмета залога (для МФО)/предмета договора (для Лизинговой компании). Заемщик отказывается добровольно передать предмет залога/договора, для обращения на него взыскания задолженности.

    Несмотря на то, что существует договор залога или обратного (возвратного) лизинга, в соответствии с действующим законодательством МФО и Лизинговые компании не могут изъять транспортное средство в бесспорном порядке. Его можно изъять только по решению суда.

    ГК РФ ч. 1 ст. 349 «Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

    Если соглашением сторон предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество, залогодержатель вправе предъявить в суд требование об обращении взыскания на заложенное имущество...»

    К чему это приводит на практике?

    Сначала они обязаны провести процедуру досудебного взыскания долга. Это занимает 1-3 месяца. Если этап пропустить, то суд не станет рассматривать обращение.

    Только после этого можно обратиться в суд. Пока суд состоится, пока вынесет решение, пока оно вступит в силу - это еще плюс 3-6 месяцев. Уже прошло пол года - год. Решение суда получено. Ура, теперь можно продать предмет залога/договора? По закону – да. А по факту - решение суда это еще 1 листок бумаги, от которого пользы ни намного больше, чем от ПТС – он так же не дает никаких гарантий. Ведь теперь нужно найти предмет залога. И забрать его у заемщика. А где сейчас живет заемщик? Куда он переехал? И когда успел?! Что, работу тоже сменил!? Начинается работа судебных приставов. Сколько времени это занимает? На практике от 2 месяцев до бесконечности.

    Итого, практика показывает, что изъятие предмета залога/договора занимает от 6 месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда предмет договора вообще не находят и через определенное время по займу фиксируется убыток. А это прямые убытки компании.

    Результат наступления данного риска: В лучшем случае – ощутимая часть оборотного капитала компании «заморожена». Годами. Не работает и не приносит прибыль. В худшем случае – прямые убытки.

    Риск утраты или повреждения предмета залога/договора. Во время действия договора займа или договора обратного (возвратного) лизинга предмет залога/договора утрачен или поврежден.

    Предмет залога/договора - транспортное средство - находится у заемщика. А значит, в любой момент может случиться все, что угодно - угон, ДТП, вандализм.

    По данным ГИБДД в 2018г.в РФ зафиксировано 169 099 ДТП. По данным МВД РФ за 2018 год в РФ официально зарегистрировано 21 112 кражи автомобилей.

    Эти риски можно застраховать. Однако, как показывает практика, большинство МФО и Лизинговых компаний не обязывают заемщика их страховать и сами не страхуют. Чтобы в этом убедиться достаточно зайти на сайт практически любой из этих компаний. Или позвонить под видом клиента и получить консультацию.

    Результат наступления данного риска: зависит от размера причиненного ущерба. Возможен убыток.

    Риск существенного снижения реальной стоимости предмета залога/договора относительно его оценочной стоимости. На момент продажи реальная стоимость предмета залога/договора значительно меньше, чем его оценочная стоимость.

    Автомобиль находится у заемщика. И он продолжает на нем ездить. А значит, предмет залога/договора подвергается износу. Поэтому, на момент реализации у машины может оказаться не исправен, например, двигатель или коробка передач. А это достаточно дорогостоящие узлы.

    Встречаются ситуации, когда заемщик зная, что судебное дело о взыскании задолженности уже возбуждено, снимает дорогостоящее оборудование автомобиля или тюниг, которые были учтены при оценки автомобиля. Заменяет дорогостоящие исправные оригинальны зап. части на не оригинальные и в плохом техническом состоянии (например, коробку передач, диски, резину). Затем исправные оригинальные зап. части и ценное оборудование продает и получает финансовую выгоду.

    Так же часто встречаются случаи, когда на момент оценки авто ни разу не являлся участником ДТП. А на момент реализации он уже побывал в ДТП и в результате имеет скрытые повреждения, перекрашенную дверь или бампер совсем другого цвета.

    Или предмет залога/договора не возможно изъять, потому что в результате ДТП, он не подлежит восстановлению. А годные остатки уже давно проданы на разбор.

    Еще могут значительно увеличиться пробег и возраст автомобиля, если суд, розыск и изъятие предмета залога/договора заняли слишком много времени. Эти показатели так же очень сильно влияют на реальную стоимость автомобиля.

    Таким образом, у МФО и Лизинговой компании на момент продажи может оказаться совсем другой автомобиль. Не тот, который они оценивали. И у него совсем другая цена. Которая может оказаться не достаточной для покрытия всех обязательств заемщика.

    По оценкам экспертов, такие случаи составляют примерно 30%. То есть 30% залогового имущества продается по цене ниже оценочной.

    Результат наступления данного риска: Убыток в 30% случаев (по оценкам экспертов).

    Риск мошенничества со стороны заемщика. Мошенник может заложить один и тот же автомобиль 2 раза в разных местах. Например, в МФО получить заем под залог ПТС и потом в Автоломбарде под залог самого автомобиля.

    Как вы помните из информации выше, Автоломбарды имеют полное право принимать такие авто в залог. И по закону, первоочередное право требования имеет Автоломбард.

    Единственное что в такой ситуации может получить МФО, банк или Лизинговая компания, от стоимости предмета залога - это сумма, которая останется после реализации ломбардом предмета залога, после того как ломбард удовлетворит все свои требования к заемщику. (196-ФЗ от 19.07.2007 «О ломбардах» ст.13, п . 4, п.5., ГК РФ ч. 1 ст. 334).

    Хватит ли остальным кредиторам этой суммы, чтобы покрыть весь долг заемщика? Скорее всего нет.

    МФО, банк или Лизинговая компания могут обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела по статье 159 «Мошенничество» или ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» в отношении заемщика.

    И даже если они выиграют суд, то гарантий что заём будет погашен все равно нет. Ведь в данном случае привести в исполнение решение суда – тоже может оказаться крайне сложной задачей. Ведь у заемщика должно быть имущество или средства на счетах в банках, которые можно изъять.

    Для Лизинговых компаний, плюс к вышесказанному добавляется еще один вариант мошеннических действий со стороны заемщика. Заемщик может в судебном порядке признать договор купли-продажи с Лизинговой компанией не действительным. Суды принимают решения в пользу заемщика в результате того, что сумма продажи значительно ниже рыночной цены. В результате право собственности на автомобиль переходит снова к заемщику. И тогда заемщик должен вернуть только сумму займа = сумму продажи авто. И никаких процентов.

    Результат наступления данного риска: Вероятнее всего – убыток. Многолетние судебные тяжбы.

    Портфельные риски. Ситуация, при которой выдано слишком много займов, которые не возвращены и по ним не возможно востребовать предмет залога.

    Для МФО и Лизинговых компаний такая ситуация может возникнуть в результате наступления выше перечисленных рисков.

    Для МФО максимально допустимый размер потерь по займам ЦБ установил на уровне 2 % от суммы выданных займов. В этом случае МФО считается финансово надежной и стабильной.

    По данным МФО, реальный показатель находится на уровне 15%. А по оценкам экспертов он в разы выше. Согласитесь, даже по официальным данным МФО эта цифра далека от установленной ЦБ.

    Результат наступления данного риска: банкротство компании. Отсутствие возможности исполнять обязательства перед инвесторами. Отсутствие возможности вернуть вложенные инвестиции, так как компания не имеет ценного имущества, которое можно реализовать.

    Итак, давайте подведем итоги последствий не возврата займа для МФО и Лизинговых компаний.

    Как вы видите, на результат финансовой деятельности МФО и Лизинговых компаний наступление случаев не возврата займа оказывает существенное влияние. И может привести к банкротству.

    И статистика это только подтверждает. 4 из 5 лидеров данного рынка прекратили свою деятельность за 2018г. – 2019г.

    Для МФО и Лизинговых компаний, главное мероприятие по снижению выше указанных рисков – выбор добросовестных и надежных заемщиков. Однако, большинство МФО и Лизинговых компаний не скрывают свою не разборчивость в клиентах. А наоборот, афишируют ее и рекламируют во всех возможных источниках. От собственных сайтов до рекламы на ТВ и радио звучат фразы «без справок и поручителей», «с любой кредитной историей». Единственное что они делают – это в ряде случаев, снижают лимит займа относительно оценочной стоимости предмета залога или предлагают заемщику более высокую процентную ставку. Однако, как показывает практика, этих мер не достаточно для сокращения убытков.

    Что может сделать руководство МФО или Лизинговой компании, когда компания еще «держится на плаву», но уже слишком большая часть оборотного капитала «заморожена» на разных стадиях судебного делопроизводства и своих средств на выдачу новых займов уже не хватает? Правильно – привлечь инвестиции от инвесторов. И снова займы выданы, судебные тяжбы, сотни миллионов рублей «заморожены». Средств на выдачу новых займов снова не хватает. Как быть? Привлечь новых инвесторов. Ситуация повторяется снова. Она может повторяться до бесконечности. Получается своеобразная финансовая пирамида. Сколько она простоит и когда рухнет? Как вы думаете?

    Безусловно, МФО и Лизинговые компании могут быть достаточно финансово здоровыми, и привлекать инвесторов потому что идет слишком большой приток новых клиентов и собственных средств просто не хватает.

    Как вы думаете, как быстро ситуация изменится и сотни миллионов рублей «зависнут» и будут признаны гигантские потери по займам? Сколько времени МФО сможет удерживаться в рамках установленной нормы 2% на потери по займам? Какую часть из причитающихся им средств, они реально смогут вернуть? Подумайте над этими вопросами.

    Вы готовы вложить свои средства в компанию, деятельность которой сопровождается такими рисками?

    Коротко о главном

  • Автоломбарды – выдают займы под залог автомобилей.
  • На сегодняшний день, Автоломбарды (Ломбарды) - это единственные участники рынка кредитования, которые полностью защищены от убытка в результате не возврата займа. Выполнил заемщик свои обязательства или нет – значения не имеет. Они все равно получают запланированную прибыль с каждого выданного займа. Потому что 100% выданных займов обеспечены предметом залога – автомобилем. Их подход к предоставлению займов и 196-ФЗ от 19.07.2007 «О ломбардах» полностью защищают Автоломбарды (Ломбарды) от неприятностей, которые неизбежно возникают у всех участников рынка кредитования, работающих в рамках другой законодательной базы и по другим принципам.

    МФО и Лизинговых компаний – выдают займы под залог ПТС.

    Вернет ли заемщик кредит или нет очень важно для МФО и Лизинговых компаний. Наступление случаев не возврата займа оказывает сильное влияние на результат их финансовой деятельности. И может привести к банкротству.

    Формально, займы которые выдают МФО обеспечены залогом. А на деле им далеко не всегда удается воспользоваться обеспечением. На сегодняшний день, в рамках действующего законодательства, нет механизмов, которые способны на 100% гарантировать изъятие предмета залога у неплательщика. Тем более в таком же техническом состоянии и комплектации, как на момент оценки. Поэтому получат МФО и Лизинговые компании прибыль или убыток в результате своей деятельности - не известно.

    4 из 5 лидеров рынка кредитования под залог ПТС обанкротились за 2018г. – 2019г. Какие именно компании «удержатся на плаву» и сколько времени они продержатся – это и есть задача, которую должен решить инвестор, чтобы не потерять свои инвестиции.

    По мнению специалистов, инвестиции в МФО относятся к высоко рискованным вложениям.

    Лизинговые компании не имеют права предоставлять займы населению. Ни под залог ПТС, ни какие либо другие. Сейчас они это делают, выдавая одну услугу за другую. Под видом вполне законной операции возвратного (обратного) лизинга, по факту выдают займы под залог ПТС. То есть совершают так называемые «серые» сделки. При этом не подчиняются никаким законам и нормам, регулирующим деятельность по кредитованию. ЦБ и Минфин намерены это прекратить. Они уже рассматривают законопроекты, задача которых лишить Лизинговые компании возможности предоставлять займы населению в обход норм, регулирующих данную деятельность.



    P.S. Уважаемые инвесторы, будьте внимательны!

    Автоломбард, МФО и Лизинговая компания могут действовать как самостоятельно, так и создавать группы компаний, состоящие из разных комбинаций данных финансовых структур. Например, МФО + Лизинговая компания, МФО + Автоломбард. На рынке такие группы компаний могут позиционировать себя от лица любой из этих организаций. При заключении инвестиционного договора обращайте особое внимание на то, с каким именно юридическим лицом вы заключаете договор.